Этапы и принципы создания комфортной городской среды
Что делает среду комфортной для человека? Конечно, основной параметр – это плотность застройки. Она проявляется как в архитектурном облике здания, так и в планировочных решениях.
Понятно, что чем меньше высотность здания, тем комфортнее, однако тут нужен здравый компромисс со стоимостью жилья. Более того, локальные доминанты (высотные здания) только улучшат привлекательность квартала. С градостроительной точки зрения разнообразие — это хорошо.
Фото: Varlamov
Но даже при небольшой высотности здание не должно занимать весь участок, а дворовое пространство необходимо использовать под различные функциональные зоны. Проработанные решения генерального плана это третий из аспектов комфортной среды, а котором расскажем чуть ниже.
Фото: Behance
Ну и наконец, на плотность так же влияет количество квартир на этаже. При большом количестве квартир маленькой площади, жилой дом превращается в общежитие, увеличивается нагрузка на всю инфраструктуру – инженерную (перебои с напором воды, очереди чтобы попасть в лифт), социальную (нехватка мест в садиках и школах, очереди в медучреждениях), транспортную (нехватка машиномест, плотная посадка в общественном транспорте).
Фото: Behance
Следующий параметр – это наличие помещений в жилом комплексе, приспособленных под коммерцию. Кроме того, что у жителей появляется возможность получить магазин продуктов или кофейню в шаговой доступности, создаются рабочие места. А если представить, что работать в этой коммерции будут жители, то это еще и снижает нагрузку на транспортную систему района.
Ну и последний фактор, формирующий комфортную городскую среду — решения генерального плана.
Фото: archi.ru
Это очень важный момент, который до сих пор игнорируется многими проектировщиками и застройщиками. Начинать разработку генерального плана необходимо внимательно изучив окружение. Нужно продумать навигацию (пути движения) автомобилистов и пешеходов от территории жилого комплекса до сложившейся инфраструктуры (улицы и проезды для автомобилей, остановки общественного транспорта, мусорные площадки для пешеходов).
Фото: panda.ru.ru
После этого необходимо проработать функциональное зонирование генерального плана на участке. Задача, чтобы каждый житель дома имел возможность взаимодействовать с дворовым пространством. И если с детьми все просто – достаточно предусмотреть детскую площадку, то с взрослыми ситуация обстоит иначе. Что может заставить человека не бежать из машины в квартиру, а задержаться во дворе?
Например такая зона в датском общежитии Tietgenkollegiet:
Фото: Tietgen Kollegiet
Или такой амфитеатр в городе Шеньчжэнь, Китай:
Фото: Амфитеатр в городе Шеньчжень
Ну а то, что на качелях любят качаться не только дети уже давно не для кого не секрет:
Фото: Антон Доников © Музей современного искусства «Гараж»
Получается, что для формирования комфортной среды, в которой найдется место всем, необходимо дворы, внутриквартальные проезды и скверы оборудовать малыми архитектурными формами.
LANDSMARK с удовольствием предложит решения для создания современных и комфортных общественных пространств.